В настоящее время большинство даже базовых комплектаций компьютеров и ноутбуков справляются с задачей редактирования изображений. Однако важнейшая деталь для работы с изображениями — это монитор. Ведь постобработка осуществляется на глаз, поэтому критически важно, насколько точно экран монитора передает цвета и гаммы яркостей.
Итак, хотелось бы поделиться своими доводами и опытом в выборе лучшего монитора для фотографов.
1. Смотрим на свой старый монитор, делаем выводы: что хорошо, а что не нравится.
2. Если старый вас окончательно замучил и настраивать его вы не хотите, выбираем новый.
3. Если вы обрабатываете свои фотографии в графических редакторах типа PHOTOSHOP или программах обработки фотографий типа LR, вы должны понимать, что большую часть экрана будут занимать панели инструментов. Поэтому не спешите выбрасывать свой старый монитор, его можно использовать как раз для этих панелей, а само изображение перетащить на ваш новый откалиброванный монитор. Сейчас я бы не брал монитор диагональю меньшей, чем 23-24 дюйма и разрешением меньшим, чем FULL HD (1920×1080), а ещё лучше 1920×1200.
4. Конечно, можно долго читать и изучать тех. характеристики всех доступных мониторов, углубляться в описание моделей, производителей. Все эти задержки в секундах и высокая яркость матрицы не всегда нужная для работы информация. Помните, если вы готовите изображение для печати, то белый цвет монитора должен быть приблизительно сопоставим по яркости с чистым белым листом бумаги, ярче не нужно. А скорость нам неважна, ведь мы выбираем монитор для естественной цветопередачи, а не для тестирования FPS в динамических играх.
5. Надо понимать, что существуют разные типы матриц. Продукты, построенные на каждой из них, принадлежат определённому сегменту рынка, и занимают свою нишу, решают разные задачи, казалось бы, схожие, но как мы можем заметить разные. (офис, игры, цветокоррекция, дизайн и т.д.)
На каких же матрицах лучше работать? Об этом поведаю ниже.
Когда-то мониторы были большими, тяжелыми и работали на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ). Они были громоздкими, занимали много места, мерцали с различными частотами, утомляя глаза, но при всех своих недостатках обладали неограниченной цветопередачей. Прогресс вытеснил ЭЛТ-мониторы с рынка, заменив жидкокристаллическими (ЖК, или LCD). Их матрицы обладают рядом потребительских преимуществ перед ЭЛТ. Они отличаются малым размером и весом, не мерцают (пикселы, из которых они состоят, светятся беспрерывно), не имеют дефектов фокусировки лучей, помех от магнитных полей, проблем с геометрией изображения и четкостью. Энергопотребление ЖК-мониторов в 2-4 раза меньше, чем у ЭЛТ и плазменных экранов сравнимых размеров. За перечисленные преимущества приходится платить меньшим цветовым охватом и точностью цветопередачи, неравномерностью подсветки матрицы, что выражается в градиентных перетеканиях освещенности, особенно заметных на черном фоне. Слабые места ЖК-мониторов также — малый контраст, глубина черного цвета, узкие углы обзора без искажений.
Мониторы имеют ряд технических характеристик, таких как максимальное разрешение, время отклика, контрастность, яркость и т. п. Для использования монитора в нелегком деле цифровой обработки изображений важнее всего тип ЖК-матрицы. К сожалению, этот параметр редко вынесен в число основных характеристик монитора, а у некоторых моделей затеряется даже в подробном техническом описании.
В таком случае информацию об интересующей модели придется искать на безграничных просторах Интернета. Более того, тип матрицы может даже зависеть от времени выпуска каждого конкретного экземпляра монитора. В истории имеется несколько единичных прецедентов, когда производитель с определенного момента начинал использовать другую, более простую ЖК-матрицу, никого об этом не предупредив. Он никого и не обманывал — в техническом описании в принципе не был указан тип матрицы, поэтому формально производитель имел полную свободу выбора.
На современном рынке присутствуют мониторы с матрицами четырех типов: TN, MVA, PVA, IPS.
Самый распространенный из них — TN (от англ. Twisted Nematic). Причина его популярности — минимальная стоимость производства и, соответственно, самая привлекательная розничная цена. К тому же TN-матрицы оказались самыми быстрыми: по сравнению с конкурентами время переключения от белого к черному у них минимально. Производители быстро смекнули, что проще всего продавать самые дешевые мониторы, что вылилось в массированную рекламную кампанию «быстрее, быстрее, быстро как только можно, а потом — еще быстрее». В ней ничего не сообщалось о недостатках мониторов на TN-матрице, особенно о сильной зависимости цвета от угла обзора.
На обещанные в спецификации 178° лучше не обращать внимания — достаточно перевести взгляд из центра экрана в его угол. В нем цвета уже могут отличаться. И чем больше размер экрана, тем сильнее эта проблема. В общем, для работы с цветом мониторы на TN-матрицах покупать не стоит, как бы ни была привлекательная цена.
От аутсайдера перейдем к фавориту — технологии IPS (от англ. In-Plane Switching).
Ее разработала компания Hitachi в 1996 г. специально для улучшения цветопередачи. Цель была достигнута — допустимые углы обзора у IPS-матриц значительно улучшены (хотя эффект остается).
Но пришлось пожертвовать скоростью реакции матрицы, что было заметно даже при прокрутке текста, и контрастом — на темных участках выглядывает засветка. Первая проблема в значительной мере была решена в 1998 г. с появлением матриц S-IPS (Super IPS). Со сниженным контрастом пришлось мириться дольше — только в 2002 г. появились AS-IPS, в которых он был значительно улучшен. Стоит упомянуть еще одну модификацию технологии IPS: A-TW-IPS (Advanced True White IPS), разработанную компанией LG Philips для мониторов NEC. Благодаря усовершенствованным цветным фильтрам эти ЖК-панели обеспечивают более чистый и яркий белый цвет и увеличенный цветовой охват. В конце 2006 г. была разработана технология H-IPS. Контраст в ней повышен, а фиолетовая засветка, заметная на S-IPS-панелях при взгляде на них под большим углом (кстати, это один из верных признаков S-IPS-матриц), ликвидирована. Первыми ласточками с H-IPS-матрицей на нашем рынке стали мониторы LaCie 526 LCD, NEC MultiSync 2690 и его старший брат NEC Spectra View 2690.
Теперь несколько слов о середнячках — MVA (Multidomain Vertical Alignment) и PVA (Patterned Vertical Alignment). Между ними нет принципиальной разницы, просто второй — фирменная технология компании Samsung, одного из крупнейших производителей ЖК-матриц, а первый — Fujitsu, другого титана рынка электронных устройств. Зачастую их объединяют под названием xVA. Их основной недостаток такой же, как у TN-технологии: ограниченные углы обзора, хотя у xVA-матриц он менее выражен. По степени пригодности для работ с цветом эти мониторы находятся между TN и IPS. В принципе, среди моделей на xPVA-матрице можно выбрать более или менее подходящую, но делать это стоит только при условии ограниченности бюджета.
При выборе монитора для фотографа основным параметром является тип матрицы и удобство работы, все остальные параметры отходят на второй план. Тем не менее, стоит взвесить все преимущества и недостатки, почитать отзывы на различных компьютерных форумах о популярных моделях. И сделать окончательный выбор, который всегда остается за вами.
10 Comments
Очень даже неплохая тема, как раз на днях хотел купить новый монитор. Старый был SAMSUNG S22C300. Вот сейчас думаю какой мне выбрать. А так, тема понравилась, спасибо автору.
хорошая статья, факт. со своей стороны, могу рекомендовать вот такой монитор BenQ BL3201PT
Никогда не думал и даже не пытался задумыватся над тем что при выборе монитора надо учитывать столь много факторов конечно если хочешь получить хорошее качество за разумные деньги.Благододоря этой статьи мои кругозор моих знаний в этом вопросе расширился и теперь я с уверенность могу сказать что не заплачу кучу денег за то что мне не нужно.
Полезная информация для тех кто стоит перед выбором монитора для занятий фото делом.В ней подробно описано о качествах той или иной матрицы. Я думаю после прочтения этой статьи начинающий фотограф сможет смело сделать свой выбор.
Хотел по интересоваться правильно ли я понял что если собираюсь заниматься исключительно фото то можно не особо беспокоится о времени отклика т. е. выбрать более медленную матрицу но с хорошей цветопередачей и максимальным углом обзора?
Вот что значит:»век живи, век учись».Это я к тому, что до чтения вашей публикации,и не предполагал, что если хочешь получать качественные фотографии, необходимо иметь и соответствующий монитор. Спасибо, просветили!
У меня LG787LE, модель не новая, почему-то преобладает голубой цвет.По-видимому поэтому и фотоснимки получаются не такие, как хотелось бы((
Безумно полезная информация, я перелистала сколько сайтов, но не могла найти полезной информации, а в этой статьи написано кратко, и только нужная информация понятным «языком».
[…] Аппаратно откалибровать свой монитор с помощью спектрофотометра, купив его и научившись им пользоваться, или обратиться за помощью к специально обученным людям с собственным калибровочным оборудованием; (Как выбрать монитор) […]
Понравилась статья — грамотно и четко расписаны все пункты, все понятно и доступно. Теперь, при выборе монитора я буду знать на какие характеристики обратить внимание и какие вопросы должен буду задать менеджеру или консультанту. Большое спасибо автору статьи.
Никогда бы не подумал, что можно столкнуться с такой проблемой, как выбор монитора. На мой взгляд последние серии мониторов хорошо передают цветовую гамму, хотя для фотографа…