Соответствие цветов при печати
В процессе переноса цифрового изображения на бумагу есть один существенный нюанс — соответствие цветов на мониторе цветам отпечатанного снимка. Решение этой задачи комплексное и требует участия как фотографа, так и фотолаборатории. Чтобы обеспечить оптимальную и максимально точную цветопередачу, нужно сделать три вещи:
Профайл (профиль фотобумаги) описывает цветовой охват бумаги и печатных машин, используемых в конкретных условиях. Поддержка со стороны фотолаборатории требует обеспечения постоянных условий печати, то есть одинаковой температуры, влажности, используемой химии, вида бумаги и т.д. Должны также постоянно проводиться работы по калибровке оборудования.
Рассмотрим несколько способов работы с цветовыми профилями на примере Adobe Photoshop.
В Windows 7 профайлы располагаются в папке С:\ Windows\System32\spool\ driversXcolor, в Mac OS X они находятся в LibraryX ColorSyncXProfiles. Для установки достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши на файле и в открывшемся контекстном меню выбрать команду Установить профиль. Далее при работе в Adobe Photoshop выбираем необходимый профайл в View ► Proof Setup ► Custom (Вид ► Про верка цветов ► Пользовательские). В этом режиме можно увидеть, как примерно выглядит файл с учетом особенностей конкретных условий печати. В случае необходимости следует внести поправки в файл, находясь непосредственно в режиме Soft Proof (Пробное изображение).
Цветокоррекция печати
Качество отпечатанной фотографии в первую очередь зависит от качества цифрового изображения. Напечатать можно все что угодно, любой кадр, полученный любой камерой — от встроенной в мобильный телефон до большеформатных фотоаппаратов. Но для достижения оптимального результата на бумаге изображение, полученное с камеры, расценивается как сырой материал, который требует определенной обработки и интерпретации. Почти любой кадр можно в той или иной степени улучшить, поколдовав над ним на компьютере. Результат, естественно, зависит от творческих задач автора, сюжета снимка, качества исходного файла, опыта фотографа и свободного времени. Особенно важным этот процесс становится при печати фотографий большого формата.
Шаги процесса: анализ проблем изображения и возможных способов его улучшения, цветокоррекция, изменение контраста, яркости, насыщенности, резкости, локальные изменения снимка, типа ретушь и т.д.
Но не все владеют навыками работы в компьютерных программах или имеют лишнее свободное время. В таком случае некоторую элементарную цветокоррекцию можно доверить сотруднику фотолаборатории. При печати малых типовых форматов данная услуга во многих фотолабораториях предоставляется бесплатно и определяется пунктом условий заказа «Цветокоррекция». При самостоятельной подготовке изображений к печати этот параметр лучше не задавать, чтобы не получить непредсказуемый результат. В таком случае оператор скормит файл печатной машине как есть, без изменений и дополнительных вмешательств. Если же мы отметим пункт «Цветокоррекция», оператор может подправить снимки на свое усмотрение. Еще раз скажем, что эта цветокоррекция будет базовой, с исправлением явных дефектов съемки. Проводится она согласно общепринятым нормам работы с цветом, когда серый цвет считается нейтральным, небо — голубым, трава — зеленой. Для портретов цветокоррекция производится по лицам людей на изображении. Оператор может менять цветовой баланс, плотность и контраст.
Небольшое отступление про технологию печати черно белых изображений
В современных фотолабораториях реализован цветной процесс печати, при котором используются цветная бумага и цветная химия. Для настоящих черно-белых отпечатков необходимо налаживать отдельный процесс, то есть поддерживать специальные настройки печатной машины, использовать специальную бумагу и нецветную химию. Так как объемы цветной печати в настоящее время значительно превышают объемы черно-белой, налаживать отдельный процесс фотолабораториям невыгодно и трудоемко. При таких условиях придется довольствоваться выводом черно-белых изображений на цветной бумаге, при котором неизбежен оттенок. Он минимален и может быть даже незаметен человеческому глазу, но для этого в фотолаборатории должны поддерживаться стабильные условия печати, а клиенту при подготовке изображения следует конвертировать его в фирменный цветовой профиль.
В некоторых случаях затрагиваются насыщенность, резкость и даже проводится кадрирование изображения.
В процессе оформления заказа на печать можно передать оператору свои пожелания, и чем подробнее мы их опишем, тем более предсказуем и оптимален результат. Не стоит стесняться писать фразы типа «сделайте понасыщеннее», «лучше более контрастно, чем недоконтраст», «люблю потемнее» и т. п. Цветокоррекция — это субъективный процесс, поэтому такие описания помогут оператору выставить более точные параметры съемки, желательные именно для нас.