Светофильтры
Светофильтр в общем виде — это некое оптическое устройство, расположенное непосредственно перед или за объективом и меняющее свойства светового потока, попадающего на матрицу фотокамеры. В обыденном представлении это разноцветные стеклянные кругляшки. Хотя на самом деле они могут быть и бесцветными, и квадратными, и не стеклянными.
Существует мнение, что с развитием цифровых технологий эти фильтры должны уйти в историю, так как различными программами (тем же Photoshop) к изображению можно применить огромное количество вариантов обработки. Однако далеко не всего можно добиться с помощью софта, к тому же постобработка занимает более продолжительное время, чем непосредственное получение желаемого отфильтрованного изображения.
Чаще всего светофильтр действительно круглый и закрепляется перед передней линзой объектива на специальной резьбе. И чтобы его правильно подобрать, необходимо знать диаметр этой резьбы, который измеряется в миллиметрах и указывается среди характеристик объектива. Фильтры, выпускаемые такими фирмами как Hoya, Dicom, B+W, Tiffen, Polaroid, чаще всего накручиваются прямо на объектив фотоаппарата. Есть светофильтры, которые устанавливаются в специальный держатель, который крепится на объектив.
Фильтров имеется огромное количество, и каждый по-своему обрабатывает изображение. Большинство из них можно классифицировать по группам и сферам применения:
Группа фильтров | Назначение | Сюжеты для съемки |
Линейные и круговые поляризационные (PL, C-PL) | Снижение яркости, устранение бликов и отраженного света, повышение насыщенности | Небо, вода, листва; ландшафтная и пейзажная съемка |
Нейтральные (ND) | Затемнение, например для увеличения выдержки | Потоки воды в ярком свете, оживленная улица |
Градиентные нейтральные (GND) | Коррекция неравномерной освещенности, снижение виньетирования | Пейзаж пря ярком свете солнца |
Защитные (UV, Haze) | Защита передней линзы объектива | Любые |
Поляризационные фильтры.
Поляризация — это процесс отсечения световых волн в зависимости от их направления. Мы окружены хаотичным светом. При наличии одного его источника (например, солнца) лучи многократно отражаются от различных поверхностей на земле и от невидимых нам частичек воды и пыли в воздухе. Пропущенный через поляризационный фильтр свет частично упорядочивается, а его определенная часть отсеивается, и на выходе получается изображение, в котором нет отраженных лучей. При съемке пейзажей поляризатор придаст небу более глубокую синеву, уберет блики света с воды, добавив ей глубины и прозрачности, уменьшит контрастность, более ярко выделит белые облака, сделает цвет листвы более теплым, убрав с нее отражение холодных оттенков.
Другой распространенный эффект поляризации — удаление отражений от окон и витрин. При определенном освещении мы получим зеркальное отображение нас самих, а с фильтром — увидим то, что находится за стеклом. Точно так же в случае с водой — она становится прозрачной.
Эффект от применения поляризационного фильтра меняется вместе с углом, под которым относительно фотокамеры падает свет от солнца. Максимальный достигается, если расположить его перпендикулярно. Если солнце находится з зените, то во всех четырех управлениях. Если на востоке, то эффект будет виден только при взгляде камеры на север или юг. Интенсивность же поляризации регулируется поворотом светофильтра в диапазоне 0-180°.
Следует учитывать, что поляризатор поглощает часть света, поэтому его использование требует более долгих выдержек или большего открытия диафрагмы — на 2-3 стопа. Не рекомендуется также применять поляризационный фильтр вместе с широкоугольным объективом, так как при большом угле обзора затемненной окажется только часть неба, и это может испортить фотографию.
Нейтральные фильтры. Нейтральные серые фильтры играют роль тонировки для объектива. Их использование позволяет увеличить выдержку или раскрыть диафрагму. С их помощью можно сгладить движения воды и получить эффект молочной реки, увеличить ГРИП при очень ярком свете, уменьшить дифракцию, которая возникает при сильно закрытой диафрагме, размыть или вообще исключить движущиеся объекты, например людей и машин с улицы. В общем, нейтральные фильтры нужны тогда, когда для реализации замысла слишком много света и нужно уменьшить его количество.
Градиентные нейтральные фильтры, которые также называются сплит-фильтрами, затемняют только часть изображения с плавным переходом к области обычного светопропускания. Их полезно использовать при пейзажной и ландшафтной съемке, чтобы уменьшить яркость неба, но не менять степень освещенности земли. Градиентные фильтры отличаются по скорости перехода от светлой области к темной. Если он резкий, то устройство называют жестким, если более плавный — то мягким. Использование первого фильтра повышает требования к точности и аккуратности фотографа. Существуют и круговые градиенты — они воздействуют на центральную область изображения, осветляя ее края. Применение таких фильтров может сгладить эффект виньетирования на фотографии.
Защитные фильтры. Назначение таких фильтров понятно из их названия. Не влияя на качество получаемого изображения, они просто защищают переднюю линзу объектива от механических воздействий и повреждений, а также отсеивают невидимое глазу УФ-излучение. Для дорогих оптических устройств это очень полезное дополнение, так как при накоплении определенной критической массы микроповреждений на фильтре его можно просто заменить на новый, сохраняя первозданную гладкость передней линзы объектива.